Евразийство: истоки, концепция, реальность

К 20-летию выступления Н.А. Назарбаева в МГУ имени М.В. Ломоносова 29 марта 1994 г.
Под редакцией проф. Мейера М.С., проф. Михайлова В.А., проф. Сыздыковой Ж.С. - М.: "Паблис", 2014. - 744 С.

ISBN 978-5-9006674-09-8

Книга посвящена вопросам зарождения евразийской общности и пониманию Евразии как целостного пространства, пронизанного экономическими, дипломатическими, культурными и религиозными связями. Особое внимание авторы уделяют истокам возникновения евразийской мыслии динамике ее трансформации в историко-культурном континууме XIX-XXI вв.
В центре анализа современного евразийства - проект Евразийского союза, предложенный президентом Казахстана - Н.А. Назарбаевым, который дал евразийской идее теоретическое развитие и положил ее в основу практики государственного строительства и международных отношений.

Рецензии


 

Н.В. Михайлова
Хроника евразийской мысли. Рецензия на монографию «Евразийство: истоки, концепция, реальность»
В рецензии дана общая характеристика коллективной монографии «Евразийство: истоки, концепция, реальность» и сделан акцент на новизне теоретического и политического концепта современного (нового) евразийства, особый вклад Президента Казахстана Н.А. Назарбаева в теорию и практику современного евразийства.
Ключевые слова: Евразийство, евразийская интеграция, евразийская идея, евразийская цивилизация, евразийская культура, евразийское пространство, Евразийский союз.
Рецензируемая монография является итогом научного осмысления современных взглядов на феномен «евразийства» - философской концепции, зародившейся в среде русских эмигрантов в начале 20-х годов прошлого столетия, как реакции на распад Российской империи и поиск новых путей восстановления мирового значения России. Идеологи евразийства (Г.В. Вернадский, Н.С. Трубецкой, В.Н. Ильин, Н.Н. Алексеев, Л.П. Карсавин, П.Н. Савицкий), которые во многом восприняли теорию локальных цивилизаций Н.Я. Данилевского, считали, что новое образование СССР – это своего рода аналог прежней России, как евразийской цивилизации, «России - Евразии». Опираясь на эту мысль, они дали обоснование евразийского пространства как особой географической и социокультурной целостности славянских, тюркских, финно-угорских, монгольских народов, целостности, которая открывает широкие возможности для ранних форм интеграции и жизнестойкости, в том числе в геополитическом соперничестве. По сути, евразийство в своей основе противостояло западничеству и было в ряде трактовок внутренне противоречиво. В силу этих обстоятельств, а также особенностей идеологической и политической борьбы между двумя разными мировыми системами концепция евразийства не прижилась и утратила свою актуальность.
Однако после распада СССР и возникновения связанных в этой геополитической катастрофой сложностей уже в начале 1990-х годов начался процесс возрождения идеи евразийства. Прежде всего это коснулось вопросов интеграции на постсоветском пространстве. Большую популярность приобрели труды Л.Н. Гумилева по этнической истории Евразии. Оживился интерес ученых России и других стран СНГ к классическим трудам идеологов евразийства. В обществе зрело понимание того, что евразийство может стать действенным фактором восстановления порушенных связей на постсоветском пространстве, что выдвинутые в учении евразийцев идеи могут быть востребованы независимыми государствами – как в их внутренней, так и во внешней политике. Но было очевидно и то, что прежние концепции нуждаются и в переосмыслении, и в творческом развитии. Новые реалии подсказывали, что не противопоставление Востока Западу и Запада Востоку, а синтез европейских и азиатских ценностей в общественной жизни является столбовой дорогой прогресса.
Примечательно, что бесценный вклад в реанимацию идей евразийства и внедрение их в живую политику внес Президент Казахстана Н.А. Назарбаев, который является не только выдающимся государственным деятелем, но и признанным ученым. Десятки ведущих университетов мира номинировали его своим почетным доктором за заслуги перед наукой. Именно поэтому Президент Российской Федерации В.В. Путин назвал Нурсултана Абишевича «безусловным лидером в интеграционных процессах, причем в самых сущностных их формах и видах».
Хронологически крутой политический и теоретический поворот в сторону обновленного евразийства был сделан в ставшем уже историческом выступлении Н.А. Назарбаева в МГУ имени М.В. Ломоносова 29 марта 1994 года. В своей речи перед университетской аудиторией Президент Казахстана выдвинул идею создания на постсоветском пространстве Евразийского союза (ЕАС) – новой интеграционной модели, базирующейся на тесном взаимодействии стран-участниц при безусловном сохранении суверенитета и равноправии отношений в рамках Союза. Сегодня эта идея стала реальностью.  
Выпуск рецензируемой монографии с приветственными словами к читателям президентов России и Казахстана приурочен к 20-летию выступления Н.А. Назарбаева в Московском государственном университете. Монография является фундаментальным исследованием теории и практики евразийства и включает в себя введение, четыре главы, заключение, хронологию развития евразийской мысли, глоссарий, историю развития евразийской идеи (хрестоматия), международные отношения на евразийском пространстве (хрестоматия), предметный указатель.
В первой главе раскрываются вопросы зарождения и развития представлений о цивилизации, евразийской общности в традиционных обществах Старого Света, становления монгольской империи как модели евразийского государства, влияния наследия Золотой Орды на российскую государственность.
Вторая глава освещает этапы становления и развития евразийства – от зарождения идеи в общественно-политической мысли России XVI-XIX веков, классического евразийства начала XX века, до формирования идей Л.Н. Гумилева и Н.А. Назарбаева в новых исторических условиях.
В третьей главе дан анализ религиозно-культурных аспектов евразийской идеи, места и роли России, Казахстана, Белоруссии как ядра евразийской интеграции.
Четвертая глава носит сугубо прагматичный характер. В ней на обширном статистическом материале, данных социологических исследований иллюстрируется воплощение евразийских идей в современной политической и экономической практике, интеграционных процессах (СНГ, ЕврАзЭС, таможенный союз, ЕЭП, ШОС) на постсоветском пространстве. Обосновывается тезис, что благодаря слаженным действиям президентов России, Казахстана и Белоруссии начиная с 2012 года интеграционный процесс вышел на качественно новый уровень – формирование Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Делается вывод, что формирующийся Евразийский союз имеет все шансы стать новым эффективным региональным объединением с перспективой расширения границ евразийского взаимодействия вплоть до Китая, Индии и Ирана. В этой связи подробно анализируется роль евразийского фактора в политике современной Турции.
Новизна теоретического и политического концепта современного евразийства обстоятельно обоснована авторами по тексту глав и в заключительных выводах монографии.
В частности, констатируется, что евразийская идея не миф, а реальность. И поскольку дистанция между Европой и Азией в условиях глобализации нивелируется, сугубо европоцентристский взгляд на мировое развитие теряет свою обоснованность. В этой связи подчеркивается, что новое прочтение Н.А. Назарбаевым и его последователями евразийской модели состоит в том, что она несет в себе равнозаитересованный взгляд и в сторону Европы, и в сторону Азии, готовность стать связующим мостом между мировыми цивилизациями и, главное, что такая интерпретация евразийства абсолютно исключает «антизападничество».
Образно говоря, предложенная теоретическая и политическая трактовка евразийства как бы раздвигает рамки Евразии на весь мир, вместе с тем сохраняя в новых границах фундаментальные принципы евразийской идеи и самую животворящую из них – диалог и взаимодействие цивилизаций, взаимообогащение культур, самоценность каждой этнической и религиозной идентичности, баланс и комплиментарность национальных традиций.
Благодаря такому взгляду на «евразийство», отмечают авторы, понятия «евразийская интеграция», «евразийская идентичность», «евразийское мировоззрение», «евразийская политика», «евразийская культура» стали широко использоваться аналитиками, экспертами в качестве метода анализа исторических и общественных процессов, вошли в лексикон политиков и управленцев.
Полезным дополнением к рецензируемой монографии стали Тезисы докладов к Международной научно-практической конференции «Евразийство: от диалога к взаимодействию» (к 20-летию выступления в МГУ имени М.В. Ломоносова Президента Казахстана Н.А. Назарбаева. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Институт стран Азии и Африки. – М., 2014. – 323 с.).

The review presents the «Eurasianism: origins, concept, reality» monograph general characteristics and focuses on the concept of theoretical and political novelty of the modern (new) Eurasianism and on Nursultan Nazarbayev’s, the President of Kazakhstan, special contribution to the theory and practice of contemporary Eurasianism.

Keywords: Eurasianism, Eurasian integration, Eurasian idea, Eurasian civilization, Eurasian culture, Eurasian space, Eurasian Union.

Список литературы
1.Евразийство: истоки, концепция, реальность / под ред. М.С. Мейера, В.А. Михайлова, Ж.С. Сыздыковой. – М.: Паблис, 2014.
2.Михайлов В.А. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации в контексте формирования Евразийского Союза / В.А. Михайлов // Публичное и частное право. – М.: Изд-во МПСУ, 2013. – Вып. III (XIX). – С. 7-11.
3.Михайлов В.А. Н.А. Назарбаев как теоретик и практик евразийства / В.А. Михайлов // Евразийство: от диалога к взаимодействию: Тезисы докладов. – М., 2014. – С. 191-192. 4.Михайлова Н.В. Евразийская интеграция как фактор формирования евразийской идентичности / В.А. Михайлов // Евразийство: от диалога к взаимодействию: Тезисы докладов. – М., 2014. – С. 189.
5.Михайлова Н.В. Концептуальная эволюция национальной и федеративной политики в России / В.А. Михайлов. – М., 2012. – С. 204-205.
6.Н.А. Назарбаев и Евразийство. Сборник избранных выступлений, интервью и статей главы государства / под общ. ред. Е.Б. Сыдыкова. – Астана, 2012.
7.Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.kremlin.ru/news/18214

Рецензия Н.Ю. Ульченко.

Рецензия К.В. Калининой.

 



07.10.2023. Фестиваль науки 2023

27.03.2023. День открытых дверей в ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова

25.03.2023. Презентация исследовательского труда по итогам гранта МИЦАИ (ЮНЕСКО)

16.03.2023. Шедевры азербайджанской поэзии прозвучали в исполнении студентов ИСАА МГУ в Библиотеке иностранной литературы имени М.И. Рудомино

28.02.2023. «В фокусе Центральная Азия и Кавказ: актуальные вопросы и направления научных изысканий»

05.12.2022. В ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова прошла Университетская суббота

14.11.2022. Великий Шелковый путь - взаимодействие народов Востока и Запада