Интервью Дарьи Владимировны Жигульской газете петербургских мусульман «Аль-Минбар»
Справка: Дарья Владимировна Жигульская родилась в Ленинграде. Выросла и закончила школу в Санкт-Петербурге. Выпускница Кафедры Центральной Азии и Кавказа Восточного факультета СПбГУ. Закончила магистратуру Восточного факультета по специализации «История народов Азии и Африки». Проходила обучение в аспирантуре Института Востоковедения РАН в Москве. Защитила диссертацию на тему «Роль алевитов в социально-политической жизни Турции в XX вв.», получив учёную степень кандидата исторических наук. Является сотрудником кафедры стран Центральной Азии и Кавказа ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова.
Автор статей и научных публикаций на востоковедческую, историческую, религиоведческую и политологическую тематику. В апреле 2016 г. выпустила монографию «Алевиты Турции» (ИВ РАН) (входит в базы цитирования РИНЦ и DOI). Принимает активное участие в научных конференциях, симпозиумах, круглых столах в различных городах и регионах России. Свободно владеет турецким и английским языками. Обладает базовыми знаниями азербайджанского, персидского, арабского и османского языков.
- Уважаемая Дарья Владимировна! Сразу хочу уточнить, в каком качестве хотелось бы поговорить с Вами специально для газеты петербургских мусульман «Аль-Минбар». Вы - востоковед среднего поколения, и через Вас сейчас от старейшин профессии к подрастающему поколению идут токи традиции. Потому первая тема: Вы родились и учились в городе на Неве. Что такое петербургская востоковедческая школа в её специфике? И кто из авторитетных учёных передавал Вам знания?
Во-первых, хочется поблагодарить Вашу газету за тот интерес, который вы проявляете к научному востоковедению и, в частности, к петербургской традиции, к которой я себя также причисляю. Петербургская востоковедческая школа всегда отличалась своей академичностью, серьёзным подходом к изучению восточных языков, работе с рукописными материалами и изучению истории самых разных стран огромного мира Востока. Преемственность поколений – также особенность нашей школы.
Я закончила кафедру Центральной Азии и Кавказа, которую возглавляет видный востоковед доктор исторических наук, профессор Турсун Икрамович Султанов. Мне посчастливилось учиться у таких специалистов, как профессор Сергей Григорьевич Кляшторный, который известен своими работами в области тюркологии, профессор Олег Фёдорович Акимушкин, автор работ по мусульманскому мистицизму, Станислав Михайлович Прозоров – ведущий специалист в области изучения ислама. Кроме того, каждый день нам преподавали прекрасные специалисты-филологи: мы изучали турецкий, персидский и арабский языки.
- В Москве в рамках IX Международной теологической научно-образовательной конференции «Чтения имени Галимджана Баруди» на тему «Исламская теология и задачи исламского образования» впервые был проведён Междисциплинарный молодёжный научный форум. Идеология этой акции и организация принадлежат Дамиру Мухетдинову и его команде. Потому вторая тема нашей беседы – о молодёжи, о новой смене востоковедов России. В чём, на Ваш взгляд, смысл прошедшего форума? И как Вы, будучи его модератором, оцениваете его итоги? Есть ли будущее у этого проекта?
- На мой взгляд, решение провести молодёжный форум в рамках IX Международной теологической научно-образовательной конференции «Чтения имени Галимджана Баруди» было принято своевременно и, несомненно, это очень полезная и перспективная инициатива. Молодым востоковедам представилась замечательная возможность не только быть свидетелями большой научной конференции, но и почувствовать себя частью этого важного события. Ощущение причастности и понимание того, что твой голос слышат – крайне важны тогда, когда ты делаешь первые шаги в своей будущей профессии. Ребята отнеслись с большим энтузиазмом к подготовке выступлений. Это выразилось и в количестве участников (только от ИСАА МГУ нас было более 20!), и в качестве прозвучавших выступлений. Ребята были искренне рады участвовать в конференции и уже строят планы на следующий год!
- Понятно, что невозможно высказаться сразу обо всех докладах начинающих востоковедов. И пусть никто не обижается – попрошу Вас выделить хотя бы некоторые конкретные выступления, которые Вам запомнились.
- Действительно, выделить кого-то одного очень трудно. Ребята в своих выступлениях охватили широкий спектр тем, начиная от региональных особенностей преподавания основ религии, а также истории и культуры исламской цивилизации, заканчивая вопросами взаимоотношений государства и религиозных институтов и соотношения демократии и ислама. Все ребята получили сертификаты участников, а студенты ИСАА МГУ Даниил Грицай, Иван Соколовский и Дарья Сапрынская были награждены памятными призами за свои выступления.
- Теперь позвольте сосредоточиться на Ваших научных разработках. Почему Вы сами избрали именно тюркологию? И почему диссертацию и только что вышедшую в свет монографию посвятили теме «Алевиты Турции»?
- Честно признаться, когда я решила поступать на Восточный факультет СПбГУ, долго не могла определиться с выбором кафедры: меня интересовали тюркология, арабистика, иранистика. В итоге мне посчастливилось поступить на кафедру Центральной Азии и Кавказа, где был представлен уникальный набор языков. В бакалавриате мы изучали турецкий, персидский и азербайджанский, а в магистратуре – арабский. В аспирантуре Института Востоковедения РАН под руководством ведущего специалиста в области тюркологии профессора Дмитрия Дмитриевича Васильева мне было очень интересно сосредоточиться на тюркологии и заняться такой политически и социально актуальной, и не изученной ранее в России теме, как турецкий алевизм.
А сегодня, работая на кафедре стран Центральной Азии и Кавказа ИСАА МГУ под руководством профессора Жибек Сапарбековны Сыздыковой, судьба вновь привела меня к теме Азербайджана, моей первой специализации. Из этого можно сделать вывод, что принятое деление в востоковедении на специалистов-тюркологов, иранистов, арабистов, кавказоведов скорее условно, ведь так или иначе в исследованиях нам приходится обращаться к ряду вопросов, на которые можно ответить, анализируя их исключительно во взаимосвязи с другими, «пограничными» явлениями.
- Вы имеете опыт обучения и работы в университетах Англии, Египта и Турции. Что это были за стажировки? Можно ли сделать сравнительный анализ: в чём специфика, достоинства и недостатки разных университетских традиций в таких разных странах Запада и Востока? Чего не хватает системе высшего востоковедческого образования у нас в современной России? Что стоит позаимствовать у коллег из Европы и Азии?
- Я обучалась на спецкурсе по гендерным исследованиям и политическим процессам на Ближнем Востоке в Лондонском университете (London University - SOAS), а также закончила языковые курсы в Турции (Ankara Üniversitesi TÖMER) и Египте (University of Cairo (جامعة القاهرة). Могу сказать, что в Европе очень популярен междисциплинарный подход в востоковедческих исследованиях. На мой взгляд, этот метод перспективен, и мы могли бы более широко применять его в отечественном образовании. Кроме того, я считаю, что некоторые специальные курсы по востоковедческой тематике стоило бы преподавать на английском языке, таким образом, студенты станут более подготовленными к профессиональному общению со своими иностранными коллегами.
- Президент Путин недавно в Сочи на Валдайском клубе заявил о том, что Россия должна выступить гарантом мира, справедливости и развития Ближнего Востока. Готовы ли мы к этому? Не есть ли это повторение той роли, которую играл СССР в ближневосточном регионе?
- Говорить о повторении роли СССР, на мой взгляд, невозможно. Хотя бы потому, что мы живём в другую эпоху. Новый сложившийся миропорядок, глобальные процессы, наряду с региональными и национальными интересами отдельных государств, во многом определяют позиции стран в вопросе урегулирования конфликта на Ближнем Востоке.
Безусловно, участие России в этом процессе имеет большое значение. Наша страна может внести существенный вклад в процесс примирения в регионе, при этом наши действия должны осуществляться на легитимной основе и в рамках международного правового поля.
- В Петербурге под руководством такого крупного учёного и педагога, как академик Михаил Борисович Пиотровский, Санкт-Петербургский Петербургский Мухтасибат во главе с имамом-мухтасибом Дамиром Мухетдиновым реализует программу обучения в Санкт-Петербургском университете исламской молодёжи, уже получившей (или получающей) религиозное образование – программу углублённого изучения истории и культуры Ислама. Насколько продуктивно такое сотрудничество, что скажет об этом востоковедческий мир со светским опытом образования?
- Любая интеграция и обмен знаниями крайне важны. В особенности, когда речь идёт о таких «тонких материях», как религия. В этих вопросах необходимо проявлять повышенную чувствительность и внимание. Я думаю, что сотрудничество между ведущим университетом с компетентным профессорско-преподавательским составом, специалистами в области востоковедения и Петербургским Мухтасибатом представляет собой пример удачного синтеза светского и религиозного начал в области изучения истории и культуры ислама.
Уверена, что у этого сотрудничества большие перспективы, и хочу пожелать всем его участникам дальнейших успехов.
- Каковы Ваши самые яркие впечатления от путешествий в мусульманские страны? Ваше любимое изречение мудрецов Ислама?
- Страны Востока очень разные, несмотря на то, что многие из них объединяет фактор религии. Каждый раз открываешь для себя новые страницы в культуре, истории, обычаях.
Недавно, например, я совершила этнографическую поездку по городам Азербайджана, побывала в Баку, Ширване, Шеки, Гяндже, Загатале, Губе. Азербайджан – удивительно красивая и богатая своей культурой страна. Она гармонично сочетает в себе и мусульманские ценности, и европейскую культурную традицию, и доисламское наследие.
Что же касается любимого изречения, одно из них выделить трудно. Мне импонирует философия и мировосприятие известного анатолийского праведника и проповедника Хаджи Бекташа Вели, который на своём примере учил человеколюбию, всепрощению, призывал к ежедневному духовному и интеллектуальному развитию. Так, одно из его изречений гласит: incinsen de incitme. Его можно перевести как «даже если тебя обидели, не отвечай людям тем же». Жизнь в согласии и уважении к окружающим, идея мира и отрицание агрессии – этими основными принципами наполнена философия Хаджи Бекташа Вели. И, на мой взгляд, она не теряет своей актуальности и по сей день.
- Мы начали с того, что Вы уроженка Петербурга. Что бы Вы пожелали мусульманам Вашего родного города?
- Мусульманам Петербурга я хочу пожелать мира и благополучия, радостных дней в окружении близких и друзей.